vedaveta (vedaveta) wrote,
vedaveta
vedaveta

Orden и инсигния (Insigne) Золотого Руна. Часть 1.




Герб Иоанна /Жана V де Креки, бургундского военного и дипломата, являющегося одним из первых кавалеров ордена Золотого Руна. Armoiries de Jean V de Créquy, chevalier de la Toison d'Or, "d'or au créquier de gueules"


Орден и знаки отличия “Золотого Руна” имеют длинную и запутанную в веках историю.

Доподлинно известно, что рыцарский орден, был учрежден 10 января 1430 года Филиппом III Добрым, (фр. Philippe le Bon или Филипп, герцог Бургундский, династия Валуа), в день своей свадьбы в Брюгге с инфантой Изабеллой Португальской Isabel de Portugal.
Инфанта переводят как принцесса; а инфантерия infanteria это пехота, от infante - юноша, пехотинец (термин 18 века)
īnfāns, īnfantis m. f. - дитя, младенец, ребёнок (прибл. до 7 года жизни по современной классификации)

Инфанта Изабелла Португальская родилась в 21 февраля 1397 года и в 1430 году была в возрасте Христа дряхлой старухи (по тем временам).

Имя Филлип Φίλιππος означает "любитель лошадей" φιλέω- люблю = пылаю к ἵππος *íkkʷos – Equus; а Изабелла/Елизавета ивр. אלישבע , Elisheba Элише́ва «Бог мой — клятва».
Произошёл некий весьма странный союз между “любителем лошадей” из Бургундии и престарелой “дочерью клятвы /завета” из порта Галлов ...так возник рыцарский орден Золотого Руна...

Первыми рыцарями Золотого руна стали 24 видных бургундских сеньора, ближайших соратников герцога. Орден имел своих штатных чиновников: канцлера, казначея, секретаря, герольдмейстера, - отвечавших за его функционирование и соблюдение статута. Наблюдая за престижем бургундского Золотого руна, король Франции Людовик XI создал в противовес ему собственный королевский рыцарский орден Святого Михаила (франц. Ordre de Saint-Michel).

Историки считают, что по своему влиянию и богатству Бургундский герцог не уступал ни своему сеньору, королю Франции, ни любому другому из христианских государей и феодалов. Поэтому для укрепления своей власти и сплочения вокруг Бургундского герцогства местной разобщенной элиты, бургундской, фламандской, голландской, Филипп создал собственный рыцарский орден Золотого руна по примеру уже существовавшего почти сотню лет в Англии королевского ордена Подвязки (англ. The Most Noble Order of the Garter или La Nobilísima Orden de la Jarretera или La Nobilísima Orden de la Liga ).

Рыцарь Золотого Руна облачался в алый талар (лат. tunica talaris — платье длиной до пят) с белой подкладкой и винно-красный широкий плащ с богатой вышивкой; золотая орденская цепь с висящим на ней «золотым руном» одевалась поверх плаща. Комплект дополняли белые башмаки с красными каблуками.

1. Портрет прекрасно выбритого Филлипа Доброго Philippe le Bon, Dutch: Filips de Goede; Philip the Good; 2. Церемония посвящения в рыцари Золотого Руна; 3-6. Рыцарь в орденском одеянии Золотого Руна;
Далее для сравнения: 7. Рыцарь в орденском одеянии Святого Михаила; 8. Рыцарь в орденском одеянии Чертополоха; 9. Портрет Филиппа V. Орден Золотого Руна висит на роскошной орденской цепи, но одежда не по уставу.
Чем это обьяснить, когда сформировались правила полного рыцарского одеяния?










У истоков монархических рыцарских орденов, таких как английский Подвязки, бургундский Золотого руна, французский Святого Михаила, стояли старые военно-монашеские рыцарские братства Тамплиеров, Госпитальеров, Тевтонов и другие менее известные, в XI-XV веках воевавшие против врагов христианской веры на Святой земле, в Испании и Прибалтике (С кем воевали эти ордена в Прибалтике с турками, татарами или иезуитами?).
Новые, светские ордена существовали по тому же принципу с той лишь разницей, что стояли на страже не столько интересов католической церкви, сколько монаршей власти своего патрона.
То есть правильнее сказать, что “католичские” монашеские ордена переподчинили монархам? Когда это произошло историки не поясняют...

Возможно этот период совпадает с уничтожением и переподчинением Ордена иезуитов в 1773 году? Это происходило по причине оппозиции между иезуитами и дворами великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Впоследствии иезуиты были присоединены к приходскому клиру.
После роспуска общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II.

Орден Золотого руна был ограниченной престижной организацией, включившей местную знать, друзей и приближенных герцога Бургундского, и призванный защищать церковь (куда же без нее) и герцогский дом от всех его противников. Как записано в статуте ордена, Филипп Добрый создал его "из-за особой любви и расположения к рыцарству, которому он страстно желает приумножать честь и процветание, дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства" и во славу Девы Марии и Святого апостола Андрея Первозванного.
Вот только непонятно какую церковь защищал орден и были ли христианские церкви едины. Судя по всему в монашеско-рыцарских орденах и их спонсорах единства не было. Кстати, кто мог содержать эти ордена?

В 1477 году с пресечением Бургундского герцогского дома патронат над орденом Золотого руна перешел по наследству к Габсбургам, королям Испании. С XVII века он перестал быть рыцарским братством в первоначальном его понимании (поскольку исчезло само рыцарство), превратившись в почетную государственную награду, знак особой монаршей милости, и даже в некоторой степени в высшую награду Европы, поскольку его нередко удостаивались иностранные суверены и высшие сановники других государств. До XIX века орден вручался только католикам, начиная с 1812 года - вне зависимости от вероисповедания, в том числе протестантским монархам и государственным деятелям Великобритании и православным Российской империи, а уже в наше время его получили король Таиланда Пхумипон Адульядет, император Японии Акихито и король Саудовской Аравии Абдалла и даже люди незнатного происхождения, например, испанский и европейский политический деятель Хавьер Солана и экс-президент Франции Николя Саркози. Cегодня великим магистром испанского ордена Золотого руна является король Испании Филипп VI.

Сцены награждение орденом (экскурс во времени)







Русские кавалеры испанского ордена Золотого руна:
1814 - император Александр I;
1816 - граф Дмитрий Павлович Татищев, российский дипломат;
1817 - великий князь Константин Павлович;
1817 - (будущий) император Николай I;
1817 - великий князь Михаил Павлович;
1823 - граф Карл Осипович Поццо-ди-Борго, российский дипломат (итальянского происхождения);
1824 - граф Карл Васильевич Нессельроде, российский дипломат, канцлер Российской империи;
1826 - (будущий) император Александр II;
1857 - великий князь Николай Александрович;
1857 - князь Александр Михайлович Горчаков, российский дипломат, последний канцлер Российской империи;
1866 - (будущий) император Александр III;
1857 - граф Александр Владимирович Адлерберг, российский генерал и придворный сановник;
1883 - (будущий) император Николай II;
1891 - великий князь Владимир Александрович;
1896 - великий князь Георгий Александрович;
1901 - великий князь Михаил Александрович.

В 1712 году во время войны за испанское наследство (1700-1714) был учрежден австрийский орден Золотого руна под суверенитетом австрийских Габсбургов. С этого момента существуют два ордена: испанский и австрийский - оспаривающие друг у друга законность и правопреемственность изначальной награды. После свержения монархии в Австро-Венгрии в 1918 году австрийский орден продолжает находиться в личном ведении Габсбургского дома и сегодня его великий магистр - глава Габсбург-Лотарингского дома Карл фон Габсбург, внук последнего императора Австро-Венгрии Карла I. По сравнению с испанским австрийский орден Золотого руна более консервативный, он сохранил традиционные бургундские уставы и вручается только католикам и только лицам знатного дворянского происхождения, и его официальный язык - французский (у испанского ордена - испанский). Почему в австрийском ордене Золотого руна язык французский, а девизы на орденах пишут на латинском?

Оба ордена Золотого руна имеют только одну степень старшинства. В 1430 году рыцарей ордена было 24 (и великий магистр), к концу жизни Филиппа Бургундского - 30, в XVI веке - 50, с XIX века - количество действующих кавалеров не имеет постоянного числа, но, как правило, не превышает нескольких десятков в виду высочайшей престижности награды.
Главным знаком ордена служит золотая орденская цепь, состоящая из 28 звеньев в виде кремней и переплетенных кресал, перемежающихся между собой (огниво - геральдический символ Бургундии); к центральному кремню подвешен кулон в виде Золотого руна. На звеньях высечены латинские девизы: "Pretium Laborum Non Vile" ("Награда не уступает заслуге") и "Ante ferit quam flamma micet" ("Сначала удар, потом вспыхнет пламя"), и позднее появился третий: "Non Aliud" ("Иного не желаю").

В подтверждение древности ордена Золотого Руна существует “Большой гербовник рыцарей Золотого руна” или “Большой конный гербовник Золотого руна” (франц. Grand Armorial equestre de la Toison d'or) Это бургундский гербовник середины XV века, всеобщий, рисованный. Манускрипт содержит более тысячи гербов европейского дворянства, но наиболее знаменит серией красочных иллюстраций конных рыцарей в парадных доспехах и гербовом облачении.
Гербовник составлен при дворе герцога Бургундского Филиппа III в период между 1430 и 1461 годами, предположительно, Жаном Ле Февром де Сен-Реми (Jean Le Fevre de Saint-Remy, ок.1395-1468), первым герольдмейстером ордена Золотого руна. Он состоит из 167 двусторонних листов, каждый размером 29 на 21 см. Рисунки выполнены пером и цветной гуашью. Гербовник без блазонирования, имеются лишь подписи титулов или фамилий владельцев гербов готическими буквами на французском (вернее среднефранцузском) языке.
Условно разделен на две части, первая из которых представляет собой всеобщий европейский гербовник, вторая является примером институционального гербовника и посвящена рыцарям ордена Золотого руна.
Первая часть (folios: 1-131), в некоторых источниках называемая как Armorial de l'Europe (англ. A European Armorial; "Гербовник Европы"), включает 46 конных изображений в рыцарских доспехах и гербовых одеждах государей Священной Римской империи.
Вторая часть (folios: 132-167) - собственно гербовник рыцарей ордена Золотого руна и содержит 57 конных изображений рыцарей, принятых в орден с 1430 по 1461 годы с подписями имен, а также дат и мест посвящения в орден. Несколько изображений не завершены и не подписаны.
Оригинал Большого гербовника рыцарей Золотого руна хранится в Арсенальной библиотеке в Париже (Bibliotheque de l'Arsenal, Paris)
По ссылке отцифрованный гербовник
Обратите внимание на обилие пустых страниц и нераскрашенных набросков древних рыцарей карандашом. Что не нашлось желающих вложиться в этот "документ" с доказательством древности и знатности своего рода?
Как в таких нарядах могли дефилировать рыцари на конях ума не приложу…









Существует также Малый гербовник Золотого руна в нём изображены “дамы-рыцари” ... и епископы (Petit armorial equestre de la Toison d'or)






О происхождении названия ордена статут умалчивает.

Само название ордена звучит по французки как L'ordre de la Toison - Ордер Покоса (стрижки). Покос tonsio однокоренное с tonsura - постриг (в монахи).
Португальский: Ordem do Tosão de Ouro; Испанский: Orden del Toisón de Oro; Нидерланды: Orde van het Gulden Vlies; Немецкий: Orden vom Goldenen Vlies (дословно орден золотых волос или войлока). Английский Order of the Golden Fleece, в русском варианте помимо названия Орден Золотого руна применяют термин «Знак Гидеона» (лат. Gedeonis signa - ПОЧЕМУ?) на латинском его так же называют Aureum Vellus; Vellus yasonis - Золотистый или Ясонов Руно Веллюр

vellus velleris n. [vello]
преим. мн ч. - снятая шерсть, руно шерстяная пряжа ; шерстяная ткань
овчина, шкура овца (vellera septem Calp)
мн ч. лёгкие облачка, барашки (tenvia per caelum vellera feruntur)
снежные хлопья (tacitarum vellera aquarum )
vellus, ī = villus villus - шерсть, руно ; растительность на лице, борода, ворс, растительный пух власы, войлок.

Продолжение следует...

Tags: История, Картины Средневековья, Мифы, Христианская символика, Человечество, искусство, символ
Subscribe

Posts from This Journal “Картины Средневековья” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments